Итоги панельной дискуссии в Москве
К 2024 году в Российской Федерации будет создано 100 Центров опережающей профессиональной подготовки, в том числе 26 отраслевой направленности. Для решения федеральных и региональных задач необходимо проанализировать и обсудить основные векторы развития Центров. Какие запросы по подготовке кадров необходимо принимать в работу, учитывая социально-экономическую ситуацию в стране? Какие региональные решения имеются по взаимодействию с ключевыми партнерами Центров? Переход ЦОПП в автономную организацию — потребность или необходимость? Эти и другие актуальные вопросы стали предметом дискуссии участников сессии «Векторы развития ЦОПП: стратегия и перспективы».
18 августа в Гостином дворе состоялась панельная дискуссия под названием «Векторы развития ЦОПП: стратегия и перспективы». Это мероприятие привлекло внимание многих экспертов и специалистов в области профессионального образования и подготовки кадров. Участие в панельной дискуссии приняла Дарья Дмитриевна Евдокимова, директор ЦОПП Самарской области.
Центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) играют важную роль в обеспечении потребностей экономики страны в высококвалифицированных специалистах. Они также способствуют формированию качественного человеческого капитала и обеспечивают регионы необходимыми кадрами новой формации. В связи с этим в Российской Федерации планируется открытие 100 Центров к 2024 году.
В совещании приняли участие представители государственного сектора, работодатели, руководители Центров опережающей профессиональной подготовки и сотрудники Института развития профессионального образования – уполномоченного Министерством просвещения Российской Федерации федерального оператора, осуществляющего экспертно-консультационное и организационно-методическое сопровождение ЦОПП.
Модератором панельной дискуссии стала Марина Горюнова, заместитель начальника Центра координации опережающей профессиональной подготовки Института развития профессионального образования. «Сегодня ЦОПП — это важный инструмент для решения федеральных и региональных задач по подстраиванию системы среднего профессионального образования к быстроменяющимся условиям развития экономики страны. Регионы остро нуждаются в буферной организации, которая сможет в короткие сроки перестроить программу профессионального обучения, профессиональной ориентации, самоопределения студентов и школьников. Наша сегодняшняя встреча призвана для обмена накопленным опытом за предшествующий период времени, мы поговорим о наших достижениях и ошибках, сложностях, с которыми ЦОПП сталкиваются в ежедневной работе», — начала встречу Марина Горюнова.
Со вступительным словом к участникам дискуссии обратился проректор Института развития профессионального образования Андрей Погребняк, курирующий работу Центров опережающей профессиональной подготовки в России. Проректор поделился результатами работы за год: «74 новых ЦОПП с 1 сентября 2023 года начнут свою работу». Также Андрей Погребняк призвал коллег из регионов принять участие в федеральном проекте «Содействие занятости», акцентировав внимание на том, что 20 ЦОПП были выбраны в качестве региональных операторов этого проекта.
Роман Ласточкин, и.о. начальника отдела развития опережающей подготовки и обучения Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации, рассказал об особенностях работы ЦОПП в регионах: «В Российской Федерации все субъекты индивидуальны, все разные, со своей экономикой, со своим человеческим ресурсом и перспективами развития. ЦОПП — это модель, матрица отношений всех участников рынка труда. Каждый ЦОПП модифицируется с учетом специфики региона. В зависимости от потребностей и вызовов реального сектора экономики, а также стратегии развития субъекта Российской Федерации формирует заказ для системы СПО на подготовку необходимого количества рабочих специалистов по программам ускоренной подготовки».
Создание в регионах Центров опережающей профессиональной подготовки позволяет создавать оптимальные условия взаимодействия образовательных систем всех уровней с работодателями и социальными партнерами в новых социально-экономических реалиях современного рынка. Проекты, которые координируют ЦОПП, влияют на развитие экономики региона, подготовку специалистов в короткие сроки, исходя из потребностей заказчика и для предприятий ОПК. Услуги, которые сегодня предлагают ЦОПП, предназначены для всех категорий граждан в регионе по вопросам профориентации, обучения, содействия в трудоустройстве.
Своим опытом функционирования Центра опережающей профессиональной подготовки в регионе поделились руководители ЦОПП:
Алексей Черных, руководитель ЦОПП Пермского края: «В 2020 году Пермский край вступил в проект по созданию Центров опережающей профессиональной подготовки. ЦОПП является участником разнообразных региональных и федеральных проектов. ЦОПП определил наиболее эффективный в Пермском крае способ реализации программ профессионального обучения».
Кирилл Шаронин, руководитель ЦОПП Тамбовской области: «Центр опережающей профессиональной подготовки взаимодействует с разными предприятиями и объединениями работодателей. ЦОПП Тамбовской области является площадкой как для формального, так и неформального обсуждения общих вопросов между органами, предприятиями и организациями образования».
Спикерами дискуссии также стали:
— Владимир Куимов, заместитель губернатора Владимирской области, курирующий вопросы социального развития;
— Светлана Болтунова, министр образования и молодежной политики Владимирской области;
— Софья Балакирева, министр образования Кемеровской области;
— Олег Иванов, заместитель генерального директора по управлению персоналом авиационной корпорации «Рубин».
В ходе дискуссии были затронуты различные аспекты деятельности ЦОПП, включая вопросы финансирования, разработки образовательных программ, сотрудничества с работодателями и технологического развития. Участники форума активно обменивались опытом и идеями, ставя перед собой цель разработать эффективные стратегии развития центров.
В результате панельной дискуссии были сформулированы основные векторы развития ЦОПП, которые будут использоваться в дальнейшей работе.