Размер шрифта
  • A
  • A
  • A
Цвет сайта
  • А
  • А
Звуковой ассистент
Интервал между буквами
  • Нормальный
  • Увеличенный
  • Большой
Шрифт
  • Без засечек
  • С засечками
Утверждены новые перечни специальностей и направлений подготовки в вузах

Они включают все ступени высшего образования и вступят в силу с сентября 2024 года

Приказ министерства размещён на официальном интернет-портале правовой информации.

Что это за перечни

В документе перечислены специальности и направления подготовки по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. Действующий сейчас перечень специальностей и направлений подготовки, установленный приказом Минобрнауки от 12.09.2013 №1060, с 1 сентября 2024 года утратит силу, и будет применяться новый.

В этом перечне выделены новые области образования и внутри них иначе, чем сейчас, структурированы укрупнённые группы специальностей и направлений подготовки, а также сами специальности и направления подготовки. Например, появилась такая область, как «Информационно-коммуникационные технологии, информационная безопасность и компьютерные науки». В ныне действующем перечне такой области нет, при этом укрупнённая группа «Компьютерные и информационные науки» сейчас относится к области математических и естественных наук, а группы «Информатика и вычислительная техника» и «Информационная безопасность» — к области «Инженерное дело, технологии и технические науки». В новом перечне эти группы входят в самостоятельно выделенную область, связанную с IT. Медиа и журналистика, относившиеся ранее к наукам об обществе, теперь включены в направление «Гуманитарные науки и языки».

Произошли изменения и в части самих направлений подготовки. Во-первых, в документе встречаются новые позиции. Например:

Во-вторых, некоторые самостоятельные направления объединили. Так, вместо «Зарубежного регионоведения» и «Регионоведения Росси​​и» в документе числится одна специальность такой направленности — «Регионоведение».

Зачем понадобилось обновлять действующую классификацию

В пресс-службе Минобрнауки пояснили, что новый перечень поможет повысить гибкость программ высшего образования, чтобы они больше соответствовали запросам рынка труда и экономики. Там добавили, что 20% от общего объёма перечней составляют новые направления подготовки и специальности.

«Современный мир перешёл на другой технологический уклад, когда каждый год появляются новые виды деятельности, специальности, рабочие места. Например, стремительно развиваются IT-отрасль, науки о жизни, робототехника и так далее. При этом в последний раз действующие перечни специальностей и направлений утверждались почти десять лет назад и, очевидно, отстали от современных запросов экономики и рынка труда», — заявил глава Минобрнауки Валерий Фальков.

Кроме того, новый перечень даст возможность готовить учащихся сразу по двум квалификациям благодаря принципу свободного перехода с одного направления на другое. Речь о системе «2 + 2 + 2», когда набор осуществляется на укрупнённую группу, а не на конкретную специальность. Предполагается, что более точное направление подготовки в таком случае выбирается после окончания второго курса.

«Студентам будет дана возможность получить второй дополнительный профиль, не снижая уровень фундаментальности и качества получаемого высшего образования. Возможность изменять свою образовательную траекторию даст большую свободу студентам, повысит осознанность выбора направления подготовки и в итоге будет способствовать росту их конкурентоспособности на рынке труда», — отметил министр.

В пресс-службе привели такой пример. Допустим, абитуриент поступил на укрупнённую группу специальностей «Биологические науки». После освоения базовой части программы он может выбрать несколько направлений — допустим, биологию и почвоведение. В итоге он получит квалификации «Бакалавр биологии» и «Бакалавр почвоведения». При выпуске ему выдадут один диплом, где будут оказаны обе квалификации и перечень всех пройденных дисциплин. Этот же принцип будут применять по отношению к специалитету.

Помимо этого, в новых перечнях установлена прямая связь между полученным образованием и присваиваемой квалификацией. То есть квалификации отражают направления профессиональной деятельности, а не только уровень образования. Например:

Благодаря этому работодатели смогут соотносить уровни образования с требованиями к квалификации в конкретной сфере труда.

Новость от 22.08.2022 12:38

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Подробности об обработке ваших данных в политике конфиденциальности.