Размер шрифта
  • A
  • A
  • A
Цвет сайта
  • А
  • А
Звуковой ассистент
Интервал между буквами
  • Нормальный
  • Увеличенный
  • Большой
Шрифт
  • Без засечек
  • С засечками
Профпробы, как решение проблемы профориентации обучающихся

Основываясь на опыте зарубежных стран с марта 2022 года Центр опережающей профессиональной подготовки Самарской области запускает проект по профориентации для обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций региона “Погружение в мир деятельности”

В глобальных изменениях рынка труда, социальной среды, развития технического прогресса и цифровизации, актуальным вопросом становится  место человека и его труда в этих процессах. Труд человека и его эффективность зависит от многих составляющих факторов. Какое профессиональное будущее он видит перед собой, какие навыки и компетенции он должен освоить, чтобы реализовать свои возможности и эффективно применить их в стремительно изменяющемся мире. Таким вопросом занимаются кадровые службы, центры занятости, кадровые агентства и Центр опережающей профессиональной подготовки Самарской области.

Что такое профориентация?

Профориентация — система мероприятий, направленных на подготовку молодежи и взрослого населения к выбору профессии, содействий в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Иными словами, очень важно, чтобы человек выбирал профессию, соответствующую его интересам и возможностям, принося пользу обществу. Решение этого важного вопроса происходит порой стихийно, случайно и опирается на стереотипы. 

Наиболее подходящий вариант системного решения вопросов профориентации — прохождение профессиональных проб. Профпроба — это профиспытание моделирующее конкретную профессиональную деятельность, которое способствует сознательному, обоснованному выбору направления обучения и будущей профессии. Прохождение цикла профессиональных проб дает возможность ответить на один из важных вопросов — в каком карьерном направлении развиваться. 

Опыт Японии

Один из эффективных примеров решения данной проблемы опыт зарубежных стран. Так, например, в Японии организация профориентационной работы в школах и высших учебных заведениях в значимой степени обусловлена особенностями системы образования. Система профориентации в Японии почти полностью сосредоточена в средней школе, а не в специализированных центрах. Профориентация здесь глубоко интегрирована в учебный процесс и составляет ядро учебных программ для средней школы.

Японские школьники уже в младших классах школы узнают как можно больше о различных профессиях: кто чем занимается, как выглядит результат труда разных специалистов. Это происходит в виде игр, небольших лекций и экскурсий.

Начиная с 7 класса наступает время практики. Ребята пробуют свои силы в реальных профессиональных задачах – это и называется профессиональными пробами. Каждый год учащиеся 7-9 классов пробуют себя в 16 различных профессиях из разных областей: бизнес, сельское хозяйство, наука, промышленность. За 3 года они могут успеть попробовать себя в 48 разнообразных специальностях. Эти профессии отображают актуальный рынок труда и предусматривают разные типы взаимодействия взаимодействие с человеком, природой, техникой, знаковыми системами или художественными образами.

По окончанию профпробы в каждой специальности ребенок должен сам оценить свой успех и степень интереса к тому, чем он занимался. Также его оценивает педагог и куратор практики. По результатам этих оценок школьник беседует с психологом – это и есть этап самоанализа.

После прохождения профпроб по всем 16 специальностям в течение трех лет школьник совместно с педагогами и психологом может построить свой собственный рейтинг рабочих мест и выбрать наиболее привлекательную профессию. 

Система профориентации в Финляндии

Еще один интересный пример организации профориентационной работы система профориентации в Финляндии. Также как и в Японии, основы конструирования профессиональной и жизненной карьеры закладывается во время учебы в 7-9 классах школы, за счет организации профессиональных уроков. Базовый принцип в Финляндии – непрерывность образования (т. е. образование на протяжении всей жизни). Профориентация сопровождает этот процесс, предлагая каждому возможность участия в различных формах активности и получения услуг. 

В 7-м классе на профурок выделяется 1 час в неделю. Два полных учебных дня в течение года школьники «работают» в организациях своих родителей, где знакомятся со спецификой их профессии и рабочим местом.

В 8-м классе профурок проводится один раз в неделю и полная рабочая неделя на предприятии или в организации.

В 9-м классе профориентационный урок также планируется один раз в неделю, акцент делается на продолжение обучения в гимназии или в профессиональном училище, школьники также работают полную рабочую неделю на предприятии по выбранной ими профессии. Доступны факультативные предметы, такие как экономика домашнего хозяйства, деревообрабатывающие и металлообрабатывающие производства, электроника, СМИ и другие.

Особая роль в финской системе профориентации выделена консультантам. Консультирование непосредственно связано с процессом обучения и учитывает индивидуальную ситуацию студента в жизни и культурные аспекты. В зависимости от потребностей студента консультации могут быть индивидуальными или групповыми.

Проект ЦОПП СО

Основываясь на опыте зарубежных стран с марта 2022 года Центр опережающей профессиональной подготовки Самарской области запускает проект по профориентации для обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций региона “Погружение в мир деятельности”. Концепция проекта: реализация цикла 11 профессиональных проб по компетенциям WorldSkills для каждого школьника 6-11 класса школ региона.

“Мы хотим дать возможность школьникам пройти 11 профессиональных проб по разным сферам, чтобы ребенок не только погрузился в мир перспективных профессий и задумался о будущем, но и имел представление о дальнейших направлениях обучения”, — Полина Вирясова, менеджер проекта по профориентации.

В основе концепции лежит идея проведения цикла коротких профпроб, где каждая профпроба основана на конкретной востребованной компетенции, описанной согласно требованиям работодателей в сфере, и включает в себя ознакомление с одним или несколькими ее модулями.

После прохождения цикла для каждого участника формируется рекомендация на основе обратной связи самих участников и оценки их soft skills, а также качества выполнения практических заданий.

Данная методика позволяет участникам:

  1. Получить представление о деятельности профессионалов в принципиально разных сферах деятельности.
  2. Попробовать себя в различных направлениях и видах деятельности, а также сформировать мнение о компетенциях.
  3. Получить рекомендации по формированию дальнейшей профессиональной траектории как в системе Ворлдскиллс (чемпионаты, обучение первой профессии), так и по участию в проектах, конкурсах и стажировках, подбираемых и предлагаемых ЦОПП СО совместно с партнерами. 

В настоящее время ведется активная работа по формированию графиков профессиональных проб и набору обучающихся, которые примут участие в проекте. Зарегистрироваться на профессиональные пробы можно до 21 марта: http://skillsguide.tilda.ws

Новость от 17.03.2022 12:05

Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Подробности об обработке ваших данных в политике конфиденциальности.